Феномен популярности: цена успеха

Эссе о феномене популярности и цене успеха.
Популярность
Популярность имеет свою цену. Фото: Pinterest.com
Популярность
Популярность имеет свою цену. Фото: Pinterest.com

Учитывая, что популярность заменила сегодня все схожие феномены, наподобие известности, «знаменитости» и уж тем более «всенародной любви» и славы, стоит разобраться в том , как человеку справиться с этой напастью с наименьшими для себя потерями? Что делает нас «востребованными» широкими массами себе подобных, особенно с учетом того, что восторг и удивление у современного человека в принципе не длится больше нескольких минут?

Популярность как продукт

Отчасти секрет кроется в природе того, что становится нынче популярным. Ведь что такое популярный продукт? Это прежде всего доступный, легко изложенный, то есть упрощенный и адаптированный для массового потребления.

Массовый потребитель сегодня сочетает в себе два уникальных свойства - предельную избалованность разнообразием предложения и низкую способность к восприятию неадаптированного материала. Уже выросла пара поколений людей с интеллектуальными «молочными зубами», которые позволяют им питаться только «пережеванными» кем-то мыслями и идеями.

К тому же количество «информационных продуктов» в любой сфере человеческой деятельности сегодня такое, что в этом цунами нелегко пробиться даже самым талантливым образцам. И тут не грех будет сослаться на великого Гете, который считал, что «очень редко случается так, чтобы прекрасное одновременно было популярным».

В тени великих

При таком обилии предложений возникла еще одна проблема, суть которой в свое время замечательно сформулировал Боб Дилан: «Сегодняшнее поколение музыкантов лишено самого главного - у них больше нет стимула творить. Нельзя стать более знаменитым, чем Элвис, нельзя достичь популярности Джона, невозможно сравняться по экстравагантности с Джимом. Больше всех дисков продали “Битлы” - аминь!» Однако шоу-бизнес не был бы бизнесом, если бы не придумал способы обхода этой проблемы за счет усреднения качества исполнения и общего обезличивания исполнителей.

Функция вместо человека

Вот и получается, что вместо человека на сцену выходит функция. Как во всевозможных «поющих» наборах женских прелестей, где давно уже критерием отбора «певицы» выступают не голосовые, а исключительно внешние данные, что в значительной степени упрощает замену выпавших участниц и организацию нескольких гастролирующих «составов».

Не отстают и всевозможные «фабрики» звезд. Вот уж где идея обезличивания эстрадного исполнителя достигла своего апофеоза. Тут не до судеб конкретных людей. Как и везде, где пекутся прежде всего о прибыли, человек как таковой мало кого интересует.

Популярность

Личные особенности

Для достижения популярности, кроме везения и денег, нужно обладать определенными психологическими свойствами. Так, далеко не каждый человек способен получать удовольствие от всеобщего длительного внимания к своей персоне. К таким людям по своим психологическим характеристикам относятся, как правило, истерические личности, склонные к «демонстративному» поведению, которое кратко можно описать как «стремление любой ценой привлечь к себе внимание окружающих».

В каком-то смысле «демонстрант» просто создан для достижения популярности, потому как он часто не очень разборчив в средствах получения этого самого внимания, мало интересуется положительным или отрицательным «знаком» способов достижения желаемого. Такие «особенности» характера и личности приветствуются в мире, где гонка за популярностью является смыслом жизни.

В чем опасность популярности?

Популярность, как и любой успех, часто обостряет в человеке и другие, часто не лучшие качества. И если в условиях обычного существования у человека есть возможность придерживать или даже скрывать эти стороны своей натуры, то в условиях, когда львиная доля душевных сил затрачивается на достижение известности, мало у кого хватает ресурса контролировать себя полностью.

Узнаваемость дает внутреннюю уверенность и «право» вести себя во многих вопросах так, как тебе удобно, и не особенно заморачиваться мнением окружающих. Особенно тех, от которых твой успех не очень-то и зависит. Популярность, как лакмусовая бумажка, «проявляет» человеческую натуру. Недаром ведь в фольклоре существует понятие испытания «медными трубами».

Наркотик внимания

Внимание в каком-то смысле - наркотик. К нему привыкаешь, в нем купаешься, оно начинает составлять смысл твоей жизни. Самооценка бьет все мыслимые и немыслимые рекорды. Красота! Вот только, как любой наркотик, популярность начинает вызывать зависимость.

С одной стороны, зависимость эта обусловлена правилами шоу-бизнеса - чтобы не забыл зритель-слушатель. Недаром множество призабытых эстрадных кумиров из кожи вон лезут, чтобы только регулярно попадать на страницы «желтой прессы». Благо для попадания на эти страницы любые поводы хороши: «Такая-то сменила купальник! Такая-то купила новый! А вот эта и вовсе забыла его надеть!»

Источник энергии

С другой стороны, гонка за популярностью, а еще больше - ее удержание требуют от человека столько сил, что он невольно начинает искать всевозможные ресурсы для поддержания своей физической и психической «формы».

И как правило, находит их в приеме всевозможных химических веществ. На этом рынке сегодня существует более чем широкое предложение, в диапазоне от всевозможных медицинских антидепрессантов до банальной наркоты. И как тут не вспомнить трагические финалы угробленного врачом Майкла Джексона и обошедшейся без посторонней помощи Эми Уайнхаус.

Вундеркинды

Отдельной проблемой становится ситуация, когда популярность сваливается на неокрепшую детскую психику. Подтверждение тому - целая когорта детей-вундеркиндов, взрослые судьбы которых на фоне бешеной детской популярности сложились более чем трагично. Достаточно вспомнить «советского Робертино Лоретти» - солиста Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения Сережу Парамонова, обессмертившего своим голосом множество популярных доныне детских песен («Антошка», «Голубой вагон», «День рождения», «Улыбка»).

Превратившись в Сергея Владимировича, он сумел прожить на земле только до тридцати шести лет. Или юную поэтессу Нику Турбину, с детскими стихами которой вполне заслуженно носились чуть ли не на общегосударственном уровне, в результате чего Ника Георгиевна смогла выдержать безвестное существование лишь до двадцати семи.

Судьбу самого «итальянского соловья» Робертино Лоретти сложно назвать легкой. Однако он сумел справиться с потерей всемирной певческой славы и не только переключился на «околомузыкальные» виды деятельности типа продюсирования, но даже одно время был хозяином продуктовой лавки.

Как прожить без популярности?

Собственно говоря, проблемы проглядывают тогда, когда ваша жизнь начинает подчиняться какой-нибудь одной идее настолько полно, что на все остальное начинает катастрофически не хватать ни сил, ни времени. Относительно популярности и всего того, что к ней приводит, неплохо бы заранее понимать, что:

Текст: Андрей Гусев (оригинал статьи)

Наш канал в Telegram @delsov. Присоединяйтесь!