Плюнь на успех! (как перестать беспокоиться и начать жить)
Складывается впечатление, что дискурс успешности сегодня — это чуть ли не главный кейс в жизни. Реально, куда ни плюнь, всюду назойливые наперсточники предлагают пройти тренинги, чтобы достичь поставленных целей, которые зачастую расплывчаты и не сформулированы.
Книжный рынок завален пособиями, как взять себя в руки и с помощью десяти простых шагов добраться до Валгаллы успеха, где уже раскуривают здоровый косяк воины из плеяды «добившихся». И на кой черт, спрашивается? Чтобы стать чуточку ближе к тем, кого вы сами наделили некой мифической властью?
Чего-то добиться можно только одним способом — навести порядок на своем чердаке, чтобы танцевать, не натыкаться на рухлядь, разбросанную на полу, и вот с этим как раз проблемы — со своим чердаком многие-то и не дружат с детства.
Я понимаю, что в это сразу трудно поверить, но всего этого я достиг сам. А ведь многие не могут позволить себе даже пакетированный чай по утрам — в Африке, например. Я к этому долго шел и только сейчас понимаю, что жизнь прошла не зря. И вот он я, гордый сижу перед вами — успешный человек, который лично жал руку Михаилу Кругу.
Смешно, правда? А теперь замените меня, скажем, на вашего одноклассника, которого вы не видели лет десять, и еще столько же не видели бы, а йогурт и кофе — на трехэтажный загородный дом и спортивную машину. Ну что? Глазки защипало от огорчения?
Тем не менее, все мы (все еще) люди, поэтому каждому на своем пути, полагаю, доводилось встречать старых знакомых, с которыми совместно был пройден определенный отрезок этого самого пути, и при встрече они начинали молоть какую-то чепуху о своих достижениях, словно зачитывали отчет о проделанной работе перед заседанием совета партии.
Поверьте, если кого-то искренне и волнуют ваши успехи в йоге, карьере и завоевании мира, то только ваших родителей, да и то не всех.
Мы творим наши орудия, а затем наши орудия творят нас. Удивительно: за последние тридцать лет компьютеры, некогда громоздкие блок-машины, трансформировались до микро-гаджетов, а огромное количество далеко не самых глупых людей до сих пор мысленно пребывают в рамках концепции Дейла Карнеги, сформулированной в
Теперь обязанность каждого — искать (или создавать) себя, быть успешным. Как кинологи тренируют собак, чтобы они эффективнее оправдывали свою экзистенцию — облизывали руки хозяина, приносили фрисби, лаяли на отморозков.
Успешность воспринимается как суррогатное христианство — требующее жертв, самоограничения и самоотверженного труда. Что мы думаем, что знаем и во что верим в итоге не так уж и важно. Единственно важно — что мы делаем и сколько за это получаем.
При этом тезис о самореализации и успешности — это миф, разделенный большинством. Когда человек хочет стать грузчиком — он становится грузчиком. Когда Дэвид Боуи хочет стать грузчиком — он становится грузчиком. Когда грузчик хочет стать Дэвидом Боуи — он становится вызывающе одетым грузчиком.
Поэтому он такой скучный мудак, а все построения, созданные им в поддержку своего постулата о спекулятивном реализме, лишены необходимости. Не было никакой нужды их выстраивать. Точно так же нет никакой нужды их читать и, тем более, критиковать.
Успех же — понятие локальное и практическое, не зависимо от масштаба притязаний. Я, допустим, очень хочу завтра съесть стейк, он маячит у меня перед глазами назло веганам. Мне нужно приложить усилия, чтобы заставить себя выйти из дома, пойти в какое-нибудь хорошее заведение, съесть стейк, оплатить счет и вернуться в свою берлогу. Вот это и есть самый настоящий успех — я сделал то, что хотел.
Одно «но» — приятные ощущения длятся очень недолго. А вот кто-то мечтает наконец-то оплатить кредитную машину, отдых в тропических странах и ипотечное жилье. И оплатит, рано или поздно, лет через пять, если не сопьется и не повесится. И кто в этом случае более успешный человек? Все относительно.
При этом все понимают, что долгим и упорным трудом можно заработать только инфаркт, а своим бараньим упорством ничего особенного не добьешься. Зато у нас есть красивая идея, которая подбадривает своим аутичным оптимизмом, мол, «все в твоих руках, парень, лови мечту за хвост, излучай флюиды успеха и он к тебе придет».
Да-да-да, а если долго прыгать, то можно допрыгнуть до луны, главное — верить. По сути, мы имеем дело с целой мировоззренческой тоталитарной системой, которая подминает под себя всю экзистенцию. А поскольку добиться чего-либо не представляется возможным, то остается жить с мыслью, что все возможно, но только не сейчас, и именно таким образом мы и обеспечиваем функционирование мифа — через самообман и надежды.
Кажется, что «добившимся» действительно интересно быть — мол, их жизни не тривиальны, не банальны, а именитый художник чем-то лучше, чем художник без имени. На самом деле нет. Будь ты хоть ученым с сотней публикаций в периодике и тремя научными бестселлерами или музыкантом, издающимся на крутом лейбле, твоя жизнь будет так же неинтересна и банальна — обоссанный подъезд не лучше лофта.
Они смотрят на «добившихся» как черные рабы на белого плантатора — с завистью и восхищением, ибо видят в них свободных (в своих решениях, перемещениях и обхождении со временем) людей, которые не обременены работой, потому что на них работают другие, а они крутят важные дела, каждую неделю летают в Майами, чтобы за «белым русским» перетереть важные вопросы со знаменитыми чуваками, трахают лучших девушек и не знают горя. Как Патрик Бейтман под кокаином в клипе 50 cent «Disco Inferno» — красивый, независимый и всего достиг сам. Уж лучше книгу какую-нибудь интересную прочитать, чем проглотить эту наживку. Чем не достижение?
Антон Кораблев (текст и фото журнала "Метрополь")
Наш канал в Telegram @delsov. Присоединяйтесь!