Бедные, но гордые: хорошо ли быть нищим?
Легко ли жить в бедности, знает только сам бедный. Мнения по поводу бедности разделяются. Христианская мораль, призывающая не судить и проявлять милосердие, борется с капиталистической, где отношение к нищете описывается двумя-тремя понятными фразами. Довольно болезненными для самолюбия, говоря по правде.
С одной стороны любому ясно, как изменить эту ситуацию (если живёшь не в гетто и не на острове) — пойди, да поищи работу. Не формально, для галочки, а по-настоящему — чтоб блеск в глазах и пар из задницы. Так работу найдёшь в два счета.
С другой стороны, большинство искренне не отдаёт себе отчёта в том, что не хочет работать. Таких трудно винить — человеческая психика виртуозно прячет одно и выпячивает другое, хозяин при этом ни сном, ни духом. Попробуйте сказать бездельнику, что работа ему не нужна и так он может искать её годами без всякого успеха — он вам в лицо плюнет и назовёт лжецом. Почему? Потому что он верит себе, а не вам. И потому, что нищета удобна и выгодна.
Не секрет, что деньги, как многое в жизни — палка о двух концах. Помимо очевидных преимуществ, вроде свободы, внутреннего комфорта и безопасности, у денег есть масса неудобств. Эти минусы известны публике гораздо меньше: процент богатых невелик, они не болтливы, а даже если пробуют научить бедных принципам успеха, то в девяти случаев из десяти терпят фиаско. Всё потому, что богатеть — дело тяжёлое и требует ежедневных жертв. Люди отлично видят внешнюю сторону богатства, хорошо представленную в массовой культуре. Легко вообразить себя Великим Гетсби или Джорданом Белфортом — но никто не передаст вам реальных ощущений от жизни бухгалтера мафии или мошенника, обобравшего сотни влиятельных людей, которые могут стереть человека с лица земли одним телефонным звонком.
Наконец, деньги требуют любви, внимания и защиты, как дети. Забудьте о них — и они разлюбят, утекут сквозь пальцы, уйдут к другим.
Есть сотни примеров того, как шальные деньги испортили жизнь счастливчикам, стоит только почитать биографии победителей лотерей. Шок и растерянность, в лучшем случае, в худшем — разрушенные семьи, наркотики и долги. К богатству, которое не унаследовано, надо дойти самому, иначе дружба не сложится.
В итоге, мечтать о деньгах куда проще, чем на самом деле их иметь. Об этом подозревает любой малоимущий, подсознательно чувствуя, что идёт в нагрузку к миллионам. Начнём с зависти: многие из нас нет-нет, да позавидуют богатым, есть такой грех. Значит, разбогатей мы сами, нам тоже будут завидовать. И прощай, дружеская откровенность, «равный среди равных», здравствуй тайное лицемерие. Одинокому разбогатеть — обречь себя на вечный вопрос «любят ли меня за меня или за мои деньги?»
Многих донимают родительские установки: деньги — чистое зло, символ неравенства и угнетения. Из-за них убивают слонов и носорогов, делают наркотики и затравили индейцев с эскимосами.
Все эти вводные подспудно накапливаются где-то в области затылка. К прочим напастям, многих учили быть альтруистами, поэтому деньги — это ещё и стыдно. Ну-ка, сколькие из нас страдают низкой самооценкой, и не могут по праву оценить свой труд? Хотите поставить в тупик кандидата на работу или начинающего бизнесмена? Спросите без обиняков, сколько стоят его услуги. Большинство начнёт краснеть, мяться и блеять — и продешевить страшно и цену назначить неловко.
«Бедный человек». Ухо так привыкло в этой фразе, что не различает её смысла. «Бедный» — от слова «беда». Это не вина его, а беда. Пришла беда — отворяй ворота. Вековая народная мудрость утверждает, что есть некая «беда», поражающая человека, как молния. Жил себе, а потом бах! и обнищал.
Удобная штука — беда. Она снимает ответственность раз и навсегда: человек здесь не при чём, виноват злой рок, сила обстоятельств. Бедность — лишь результат несчастного случая. Миллионы людей зомбированы простым оборотом речи и смирились со своей нищетой, нашли в ней утешение и покой. Судя по тому, с какой готовностью граждане очередной раз согласились потерпеть, в состоянии нужды по-прежнему есть что-то невыразимо притягательное.
Старшим поколениям этот способ жизни вообще наиболее понятен. За годы советской власти выживание в условиях дефицита стало не просто привычным, в нем даже обнаружилась доблесть — граждане научились так виртуозно выходить из положения, что стали этим кичиться. Присказка «голь на выдумки хитра» приобрела гордый оттенок: в стране, где каждый гол и все равны, побеждает тот, кто лучше приспособится. И в этом искусстве люди достигли невероятных высот.
Помните программу «Пока все дома», рубрика «Очумелые ручки»? Её ведущие стали легендами.
Квинтэссенция абсурда, в этом шоу людей учили делать цветы из ПЭТ-тары, строить дома из пивных бутылок и тысяче других способов скрасить досуг. Советы рукодельникам печатали везде: в журналах вроде «Науки и жизни», альманахах для школьников и отдельными изданиями. Читалось не хуже авантюрных романов: как заменить лак для волос сахарным сиропом, остановить стрелку на колготках, как сверлить стекло или выжать сок из репы с помощью домкрата (советует В. Ступчиков, город Обь). Миллионы людей точили, резали, клеили, прижимали струбциной и оставляли на сутки в сухом прохладном месте. Как в книге «Тысяча вкусных и полезных блюд из травы» для жителей Северной Кореи.
Побочным явлением стало накопительство. Мама набивала кухонные шкафы крупами. Съесть их мы не успевали, так что помогали моль и жуки-точильщики. Иногда мне казалось, что, разобрав морозилку до дна, найдёшь мосол, купленный в день чернобыльской катастрофы. В шкафах лежали метры тканей, которым не суждено было стать ни платьями, ни пальто. Их ждала та же смерть от вредителей, что и гречку. Людям, выросшим на скупых советских просторах, тяжело было сдерживать этот зуд — так герой Джека Лондона воровал сухари даже в безопасности, на корабле, после спасения от голодной смерти. Он не мог контролировать себя.
За десятилетия нищеты, массовое сознание твёрдо вызубрило правила выживания. Есть тысячи пособий по жизни в пол-ноги, только браузер открой.
В теории и практике бедности мало что поменялось с тех времён — разве что диета теперь побогаче, а в излишествах теперь не телевизоры «Темп», а айпэды. Нас учат относиться к бедности, как к «интересному, хоть и трудному заданию». Так, герой Бениньи в фильме «Жизнь прекрасна», рассказывал сыну, что концлагерь — это игра, а победителю полагается призовой танк. Но нам призов не обещают. «Экономия на продуктах вовсе не означает снижения качества вашего питания», пишут авторы таких пособий, и я скептически говорю — правда? Что же это тогда? Воспитание воли и здорового желудка?
А вообще, в спартанской жизни есть для нас несомненные преимущества. Людей, которые несколько лет готовы есть мёрзлую картошку, потому что «пришло время сплотиться», невозможно запугать. При такой жизни и смерть не страшна. Они привычно зажигают свечи во время веерного отключения и греют воду в ведре, если горячей нет. С оптимизмом и верой встречают переход от относительного благополучия к решительной аскезе. Хуже того, для них это сродни выходу из подполья на широкий простор, где снова все ясно и привычно.
Деньги «жгут нам ляжки», как говорил герой Шукшина в «Калине красной». В них слишком много свободы, с которой непонятно, что делать. Нам столько не надо, она нас демаскирует.
Понравилась статья? Ваша финансовая поддержка автора будет кстати:
Сбербанк 4276 3801 5244 7806
PayPal Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Источники: