Волхвы у маленького Иисуса
Волхвы у маленького Иисуса. Фото: JW Wartick -"Always Have a Reason"
Содержание[Скрыть]

Новогодние праздники остались далеко позади. Более того, многие истосковались по теплу и яркому солнышку, все чаще приговаривая: «Дедушка Мороз уходи». Однако, независимо от времени года, вам будет интересно узнать историю о волхвах — трех загадочных гостях маленького Иисуса.

Древние книги о волхвах

Известие о визите загадочных восточных мудрецов к младенцу Христу содержится только в одном из четырех Евангелий — от Матфея. У Луки волхвов заменяют простые пастухи, а у Марка и Иоанна это событие вообще не упомянуто — правда, там рассказ начинается не с рождения Иисуса, а с его крещения во взрослом возрасте.

У Матфея же сказано, что волхвы с Востока увидели на небе необычайно яркую Звезду, возвещающую, что родился царь Иудейский, и решили поклониться ему. В Древней Руси волхвами называли не только жрецов старой языческой веры, но и всех чародеев, предсказателей и колдунов.

Джеймс Тиссо
Волхвы (художник Джеймс Тиссо)

В Славянской Библии этим словом переведено греческое (и латинское) «маги», имевшее немного другое значение. Маги были жрецами у мидян, персов и других народов Ближнего Востока; им приписывались многие волшебные способности, включая умение предсказывать будущее по звездам.

Библейский пророк Даниил получил от вавилонского царя Валтасара звание главного мага (раб-маг). Позже цари Персии приняли зороастрийскую веру и начали бороться с магами. Те активно сопротивлялись и сумели даже посадить на персидский трон самозванца из своих — но в итоге были побеждены и ко времени, когда жил Иисус, превратились в бродячих гадателей и астрологов.

Поклонение волхвов (художник Франческо ди Симоне)
Поклонение волхвов (художник Франческо ди Симоне)

Новый Завет этих исторических тонкостей не знает, маги в нем — люди богатые и могущественные, отправившиеся в путь с целой армией слуг и богатыми подарками. Евангелист Матфей повествует, как волхвы-маги прибыли в Иерусалим к царю Ироду и напрямик спросили у него: «Где родившийся царь Иудейский?» Естественно, Ирод встревожился: о каких-либо царях, кроме себя, он не слышал и слышать не хотел.

Допросив собственных мудрецов, он узнал, что, по пророчествам, новый царь должен родиться в городке Вифлеем недалеко от столицы. Тогда он попросил волхвов: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему». Звезда в это время по-прежнему сияла на небесах, и хорошо понимавшие ее знаки гости легко нашли дом, где жил Иисус с его матерью Марией. «Падши, поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну».

Этим подаркам богословы давно приписали священный смысл. Золото означало царскую власть, ладан — власть священническую, смирна, или миро, использовалась для бальзамирования трупов, а это означало, что Иисусу суждено умереть ради спасения человеческого рода.

Миром в евангельском повествовании Мария Магдалина омыла ноги Спасителя, им же было умащено его тело перед погребением. Выразив почтение малышу, волхвы разбили у его дома лагерь и в ту же ночь увидели вещий сон, возвестивший, что Ирод хочет обмануть их и погубить маленького Иисуса. Тогда они решили не возвращаться в Иерусалим и отправиться домой другой дорогой.

После этого мужу Марии Иосифу — тоже во сне — явился ангел Господень, приказавший о ему бежать с семьей в Египет, «ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его». Иосиф послушался, после чего в Вифлееме случилось печально знаменитое избиение младенцев — по приказу Ирода были убиты все дети младше двух лет.

По подсчетам историков церкви, тогда погибло до 1400 невинных детей, хотя все население города вместе с округой было немногим больше.

Когда террор стих, семейство Иисуса вернулось в Иудею — точнее, в Назарет, где Спаситель и жил с тех пор, получив прозвище Назаретянин (ха-Ноцри). Ничего не зная обо всех этих событиях, волхвы «отошли в страну свою» — и исчезли со страниц Священного Писания.

Богословские споры

Избиение младенцев
Избиение младенцев

Это исчезновение не устроило многочисленных богословов, на свой лад продолживших рассказ о загадочных гостях с Востока.

Первым делом завязалась полемика о том, когда состоялся их вояж в Вифлеем. Одни авторы считали, что это произошло сразу после рождения Иисуса. В популярном апокрифическом Протоевангелии Иакова говорилось, что визитеры явились прямо к пещере (вертепу), где родился Спаситель, хотя в Евангелии речь явно идет о доме.

Другие, как Иоанн Златоуст, были уверены, что волхвы увидели звезду за много лет до того и предсказали по ней будущие события.

Третьи, напротив, утверждали, что мудрецы появились в Вифлееме лишь через два года после рождения малыша — именно поэтому Ирод велел казнить детей начиная с этой даты. Это больше похоже на правду: путь из Персии или Аравии до Палестины занимал не меньше двух месяцев, а волхвы с их большим караваном двигались бы еще медленнее.

Кстати, жестокий царь Ирод на самом деле умер за четыре года до принятой церковью даты рождения Христа, что вообще ставит под вопрос всю описанную в Евангелии от Матфея историю. Историки не раз пытались подобрать более подходящую дату, а астрономы — найти звезду, за которой следовали пришельцы.

Одни считали ее кометой, другие — Сириусом, который в последние годы до нашей эры отличался необычной яркостью. Но волхвы должны были быть настоящими магами, чтобы по одному только положению звезды на небе отыскать в чужой стране незнакомого им человека.

Дискуссия о дате вифлеемского поклонения породила другой вопрос — откуда все-таки явились гости и сколько их было? По количеству подарков решили, что волхвов трое, хотя некоторые источники называют другое число — 6 или 12.

В V-VI веке святой Кесарий Арльский впервые назвал их царями, и тогда же появилась версия, что они правили в трех языческих странах — Персии. Аравии (или Индии) и Эфиопии. Соответственно, их стали изображать с разным цветом кожи, а заодно и разного возраста. Дали им и имена: молодой человек европейского вида стал называться Каспаром, темнокожий мужчина — Бальтазаром (Валтасаром), а пожилой седобородый «азиат» — Мельхиором. Откуда взялись эти имена?

Скульптуры волхвов
Скульптуры волхвов

Второе явно взято у вавилонского царя, однако в нем, как и в третьем, слышатся также имена языческих богов — Баала и Молоха. В первом видят халдейское имя или прозвище Гизбар («казначей»), упоминаемое в Библии.

То, что волхвы получили имена древних богов, не случайно — они должны были символизировать языческий мир, склонившийся перед новорожденным Христом. Однако эти имена появились не сразу: сирийцы называли волхвов Гормизд, Яздегерд и Пероз, греки — Апелликон, Америн и Дамаскон, евреи — Магалат, Галгалат и Серакин. Были и другие варианты — например, в сочинениях отцов церкви упоминался четвертый волхв, которого звали Артабаном.

Но уже в VI веке мозаика в итальянской Равенне изображала трех магов со знакомыми всем именами. На них — персидские халаты и войлочные колпаки как у обобщенных «восточных людей». Такими же они изображались в церкви Рождества Христова в Вифлееме — именно поэтому ее пощадил персидский царь Хосров II Парвиз, захвативший Палестину и разрушивший там все христианские храмы.

Различия в традициях на Востоке и Западе

Со временем католический Запад и православный Восток разошлись, помимо всего прочего, и в отношении к волхвам. Первый превратил их встречу с Иисусом в особый праздник Богоявления, отмечавшийся 6 января.

Считается, что в этот же день произошло Крещение Христа, и в православии эти два праздника объединились, а поклонение волхвов отошло к третьему — Рождеству, которое стали праздновать 25 декабря, в день древнего праздника солнцестояния.

В Европе это празднество часто совпадало с началом нового года, и его главным героем был «лесной дед» — ему приносили жертвы, в его честь украшали деревья и водили хороводы. В некоторых странах этот персонаж приобрел христианские черты, подобно французскому Пер Ноэлю или итальянскому Баббо Натале — то и другое означает «рождественский дед».

У других народов он остался языческим, как финский Йоулупукки («рождественский козел») или шведский Юлениссе («рождественский гном»). Недовольная этим церковь выдвинула альтернативу — святого Николая, память которого праздновалась в декабре. Этот добрый святой, известный сперва в Голландии, а потом и во всем мире как Санта- Клаус, уже не требовал кровавых жертв — напротив, дарил подарки детям, которые в прошедшем году вели себя хорошо.

Особняком стояла Испания, где нелегкое дело раздачи подарков было доверено не кому-нибудь, а трем волхвам — здесь их называют Los reyes magos, или «короли-волшебники». Еще в Средние века испанцы устраивали 5 января, в канун Богоявления, красочные костюмированные шествия, участники которых бросали в толпу конфеты и орехи.

В этот день в храмах освящают мелки, которыми пишут на домах СМВ — первые буквы не только имен волхвов, но и латинской фразы Christus Masionem Benedicat («Да благословит Христос этот дом»). По улицам ходит «королевский почтальон», которому дети вручают записки с просьбами о подарках (сегодня письмо можно отправить и по электронной почте). Ложась в этот день спать, они оставляют на столе стакан молока и печенье для осликов, на которых волхвы развозят поклажу. А проснувшись, находят в своих башмаках или возле них желанный подарок — если, конечно, хорошо себя вели.

Озорники получали вместо игрушек и сладостей кусок угля, который в наши дни заменяют жженой карамелью. На праздничный стол в этот день подают «королевский крендель» с цукатами и изюмом, в который запекают бобовое зернышко; того, кому оно достанется, в будущем году ждет удача.

Хотя в других европейских странах волхвам не досталась такая почетная роль, они остаются непременными участниками рождественских торжеств. Издавна в людных местах, в том числе в храмах, выставлялись вертепы — красочные сцены Рождества, где непременно находили свое место волхвы, их ослы, верблюды и прочее экзотическое окружение.

Рождественский вертеп
Рождественский вертеп

Конечно, этот сюжет не остался без внимания средневековых иконописцев и художников Возрождения. Особенно впечатляет Капелла волхвов в флорентийском палаццо Рикарди, расписанная в XV веке Беноццо Гоццоли: всю площадь ее стен занимает грандиозная процессия из 150 фигур, куда органично вписались волхвы, пастухи, ангелы, святые и конечно заказчики фрески — члены семейства Медичи.

Народная любовь к волхвам росла из века в век, и церковь не могла остаться в стороне от этого процесса. В XIII веке итальянский монах Иаков Ворагинский создал популярный сборник житий святых «Золотая легенда», куда вошли и жизнеописания трех магов. Согласно автору — а точнее, пересказанной им легенде, — Мельхиор, Бальтазар и Каспар были крещены апостолом Фомой, стали епископами и приняли мученическую смерть.

Нажмите на картинку, чтобы увеличить изображение

Считается, что Фома (тот самый «неверующий», уверовавший после Воскресения Христова крепко и навсегда) закончил свои дни в Индии; Марко Поло посетил его гробницу в Малабаре, рядом с которой находилась часовня в память трех волхвов. Конечно, вряд ли эти неутомимые странники могли забраться так далеко, но в любом случае они вместе проповедовали христианство и погибли тоже вместе.

Современник Иакова, немец Иоанн из Хильдесхайма, в своем сочинении «Легенда о трех святых царях» пишет, что их мощи в IV веке отыскала у истоков Евфрата благочестивая Елена, мать императора Константина. Они были с величайшими почестями помещены в одном из храмов недавно основанного Константинополя.

Интересно, что в персидском городке Сава близ Тегерана находилась еще одна гробница волхвов — о ней писал позже Марко Поло. Из Византии драгоценные реликвии перекочевали в Милан, а в XII веке разоривший этот город германский император Фридрих Барбаросса увез их с собой.

В награду за денежную помощь в снаряжении войска мощи были подарены архиепископу Кельна Райнальду фон Дасселю. После этого в город начали стекаться паломники со всей Европы, старый собор оказался мал для них, и церковники начали строительство нового. Кельнский собор, заложенный в 1248 году, стал самым продолжительным «долгостроем» в истории — его возводили более 600 лет.

О ковчеге

Задолго до окончания стройки в Келньский собор был торжественно перенесен ювелирный шедевр — Ковчег для хранения останков волхвов, над которым 30 лет работал искусный мастер Николаус из Вердена.

Этот массивный ларец длиной 220 сантиметров, шириной 110 и высотой 153 сделан из дерева и покрыт золотыми и серебряными пластинами, на которых отчеканены фигуры святых. Ларец украшают больше тысячи драгоценных камней и 300 античных камей. Там находятся мощи не только волхвов, но и мучеников Феликса и Набора Сполетских.

Одна из стенок ковчега сделана съемной — 6 января, в день Богоявления, она снимается, и верующие могут смутно разглядеть в полумраке три черепа в золотых коронах. Ученые давно пытаются исследовать останки; говорят даже, что такое обследование уже состоялось, и обнаружило, что кости принадлежат троим мужчинам разного возраста, умершим... в XII веке. Впрочем, никаких официальных данных на этот счет пока нет.

Ковчег трех королей
Ковчег трех королей

Жители Кельна гордятся «своими» волхвами не меньше испанцев. На гербе города изображены три золотые короны, а 6 января, объявленное Днем святых королей, празднует весь город.

В канун этого дня дети в белых балахонах ходят по домам и поют колядки во славу волхвов. На домах, как и в Испании, пишут на счастье буквы СМВ, а на елку вешают изображения Мельхиора, Бальтазара и Каспара на верблюдах. В магазинных витринах выставлены нарядные вертепы, а на площадях устраивают представления, изображающие Богоявление, к радости многочисленных туристов.

Появление дедушки Мороза

В православной России Новый год прежде отмечался в сентябре или марте, поэтому ни волхвы, ни святой Николай не были причастны к этому празднику. Петровская реформа календаря сблизила нас с Европой и поставила на повестку дня изобретение новогоднего «божества»; после долгих поисков им стал фольклорный «дедушка Мороз», впервые представший перед публикой в 1842 году в сказке В. Одоевского «Мороз Иванович». Постепенно он научился делать то же, что его западные коллеги, — дарить подарки, щеголять в нарядной шубе и устраивать шумное веселье, которое ничуть не портили снег и холод.

Как ни странно, именно в православной Греции сохранилась еще одна реликвия волхвов — а именно дары, которые они преподнесли маленькому Иисусу. По преданию, Мария бережно сохранила их и позже передала Иерусалимской церкви, которую возглавил ее пасынок Иаков.

Позже византийский император Аркадий перенес их в Константинополь, где они и находились до взятия города турками-османами. Когда это случилось, султанша Мара, дочь сербского князя Георгия Бранковича, сумела спасти реликвию и пожертвовала ее монастырю Святого Павла на Афоне, где жили сербские монахи. По легенде, она хотела лично внести ларец с дарами в монастырь, но ее остановил голос, напомнивший, что женщинам нет хода на Святую Гору.

Мара не обиделась и вместе с ларцом пожертвовала обители деньги на обустройство. Дары волхвов и сегодня хранятся в монастыре; это 28 золотых пластинок, украшенных тонким филигранным орнаментом. К некоторым из них присоединены проволочки, на которые нанизаны маленькие шарики ладана и смирны.

Два тысячелетия спустя (впрочем, их подлинного возраста никто не знает) они по-прежнему благоухают и, говорят, исцеляют больных, приезжающих сюда издалека. Самым везучим паломникам монахи разрешают поднести к уху одну из золотых пластин и послушать исходящий от нее звук — как будто далекий шепот на давно забытом языке...

Трех волхвов издавна считают покровителями путешественников, поэтому в средневековой Европе их именем часто называли трактиры и гостиницы. Легенда о них тоже проделала долгий путь — от Испании до Индии, от Кельна до Афона. Как и Санта-Клаус, в сознании сегодняшних людей эти три восточных мудреца сильнее связаны не с евангельской историей, а с чудесами, подарками, ожиданием праздника — всем, что приносят нам Рождество и Новый год.

Насколько полезна эта страница?
5 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (4 чел.)
Ссылки по теме

Расширенный поиск по сайту

Статьи наугад

 
Что дает регистрация?
Зарегистрированные пользователи могут:
  • добавлять свои статьи;
  • добавлять закладки на любую страницу;
  • распечатывать статьи;
  • копировать материалы сайта без потери форматирования;
  • читать свежие материалы сразу после их публикации;
  • задавать вопросы авторам публикаций и вести переписку с ними;
  • вносить предложения по развитию журнала.
Приступить к регистрации